Культурно-досуговые учреждения для детей

 

                                                                Организация досуга детей и подростков

Досуг – одна из форм детской жизнедеятельности.

Содержание досуга – совокупность элементов детских увлечений,

интересов, хобби.

Структурные элементы содержания досуга – кино, телевидение,

техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество,

книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм,

коллекционирование и т.д.

 

                             По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп   

                       

Первая группа связана с восстановлением различных сил

ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт,

вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная

деятельность активизирует физическую активность детей и способствует

укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости

 

  

Вторая группа: связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.

 

 

Третья группа: связана с развитием духовных сил и способностей, с

активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно

отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-

театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную

деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную

жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее

самоактуализации в творческой деятельности.

                                   

  

Четвертая группа реализует потребность в общении, сюда относят   вечера встреч,

танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки.

Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения,

формирует у ребенка способность использовать различные способы

межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным

социальным ситуациям.

  

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой

детей. Это - выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные

объединения, туристические походы, школы актива и т.п.

Включение ребенка в данную группу досуга является значимым для

развития организаторских способностей, формирования умений

самостоятельно организовывать как собственный досуг, так досуг других.

 

                                                                                Методы организации досуга

Игровые методы, основанные на интересе детей и развивающие высшие психические функции ребенка и  реализуются через игры и игровой тренинг.

Игра - это самостоятельный и важный для детей вид деятельности, равноправный со всеми иными. Она может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела, т.е. может являться формой обучения, мотивирует познавательную деятельность ребят, заинтересовывает их в процессе  познания различных явлений действительности.

Игрою можно выверить симпатии и антипатии детей ("третий лишний", "ручеек", "садовник", "колечко" и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина,  "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей, "проявляют" физические способности: ловкость, силу, координацию и т. д.

           

Методы театрализации способствуют развитию у детей творческого воображения, актерских навыков и формированию у них умений вступать в различные социальные отношения, предписанные ролью, сюда можно отнести перевоплощение и подражание. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей: вечеринки, школьное кафе, «голубой огонек», морской кают-компании,  «театральной гостиной»,  вечера этикета, дня рождения коллектива, «хоровода друзей» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.

Соревновательные методы развивают у детей физическуюактивность, ловкость, выносливость и здоровый дух соперничества. К соревновательным методам относятся состязания, которые могут быть как физического, так и интеллектуального содержания.

Соревнование способствует формированию качеств

конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок

достигает определенного успеха в отношениях с товарищами,

приобретает новый социальный статус.

  

Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные

обсуждения, дискуссии, активизирующее общение в парах

«взрослый-ребенок», в коллективе «взрослый-дети».

Методы сотрудничества основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных

Методы воспитывающих ситуаций, которые заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей.

К методам воспитывающих ситуаций можно отнести проблемные ситуации, создаваемые взрослыми в процессе проведения каких-либо досуговых мероприятий, например дискуссий, и стимулирующие нравственные представления и нравственное сознание детей.

 Методы импровизации. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Оно выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей.

 

                           СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ! КАК СДЕЛАТЬ ЛЕТНИЙ ДОСУГ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНЫМ

На что стоит обратить внимание родителям, опекунам, законным представителям или близким родственникам во время летних каникул своих детей: больше общаться с детьми в свободное время, приводить примеры опасного отдыха и его последствий (при этом обязательно предлагать альтернативу — безопасный досуг);

 

проявлять интерес к интересам ребёнка и его окружению (знать друзей и знакомых, с которыми ежедневно приходится общаться ребёнку, их адреса и номера телефонов);                                                                                                                                                                                                обращать внимание на интернет-сайты, которые посещает ребёнок, на его общение в социальных сетях (участие в группах, распространение негативного контента, присоединение к движениям, секциям и сектам);

  

интересоваться проблемами и тревогами ребёнка (с помощью своего жизненного опыта помогать в преодолении стрессов и решении текущих проблем); контролировать денежные расходы ребёнка, обращать внимание на его психофизическое состояние (чтобы своевременно обнаружить признаки алкогольной или наркотической зависимости); 

  всегда быть на связи с ребёнком с помощью стационарного, мобильного телефона, интернета и т. п.);

напоминайте детям, что необходимо соблюдать правила дорожного движения;

 не позволяйте, чтобы дети ходили на водоёмы без сопровождения взрослых;

 помните о правилах поведения с дикими и бездомными животными;

следите, чтобы дети аккуратно обращались с огнём;

 напоминайте детям правила обращения с бытовым газом во время пользования газовыми плитами;

вместе с ребёнком заучите телефоны экстренных служб:

при пожаре — «101»;

полиция — «102»;

скорая помощь — «103»;

служба газа — «104».

 Обучая ребёнка основным правилам безопасного и законопослушного поведения, объясните ему, что за нарушение морально-правовых норм предусмотрена юридическая ответственность!

Также помните, что на родителей, опекунов или законных представителей возлагается ответственность за поведение детей. В частности, за ненадлежащее исполнение требований действующего законодательства предусмотрена административная или уголовная ответственность. Соблюдение приведённых советов позволит обезопасить досуг ребёнка, устранить негативные факторы влияния на него и обеспечить его полноценный и здоровый отдых.